Становимся химиками!

Действующие лица:

Винтик.

Шпунтик.



Реквизит:

8 зубочисток,

тарелка с водой,

чайная ложка,

кусок рафинада,

пипетка,

жидкость для мытья посуды,

стакан воды,

немного соли,

кубики льда,

обычная нитка,

сок лимона,

3 ст. л. уксуса,

1 ч. л. соды,

воздушный шарик,

скотч или изолента,

стакан,

бутылка,

воронка,

охлажденная банка с пивом,

6 рисовых зернышек,

несколько столовых ложек соли,

сырое яйцо.



Все дети любят фокусы. Им интересно не только наблюдать, но и участвовать в них и самостоятельно их показывать. Данный I . сценарий поможет родителям научить детей ставить интересные и познавательные опыты, которые впервые познакомят ребенка с такой наукой, как химия, а также показывать фокусы.



В комнату входят папа и мама, переодетые в Винтика и Шпунтика.



Винтик: Всем привет! Мы Винтик и Шпунтик. Знаете, из какой мы книги?

Дети: Да. Из книги «Незнайка в Солнечном городе».


Шпунтик: В нашем городе мы — первые изобретатели. Помните ли вы, какие нужные вещи мы изобрели?



Дети отвечают.



Винтик: А в последнее время мы заинтересовались опытами. Вы знаете, что такое опыты?

Шпунтик: Для того чтобы проделывать опыты, нужно много знать и читать. С чем мы только ни ставили опыты в своем городе! На наши уроки приходили все жители. Хотите, мы и вас научим этому интересному занятию?


Дети: Да.

Винтик: Тогда начинаем! Главное в опытах — хорошо подготовиться.



Фокус "Движущиеся зубочистки"



Винтик: Для проведения фокуса нам потребуется: 8 зубочисток, тарелка с водой, кусочек рафинада, чайная ложка, пипетка, жидкость для мытья посуды.



После того как все приготовления выполнены, можно приступить непосредственно к фокусу. Лучше, чтобы Винтик и Шпунтик комментировали действия, а дети эти действия выполняли.



Шпунтик: В тарелку с водой опускаем зубочистки. Нужно, чтобы они плавали на поверхности, то есть были расположены «лучами».

Винтик: В центр тарелки очень аккуратно опускаем кусочек рафинада. Посмотрите, что происходит с зубочистками?


Дети: Они двигаются к центру.

Шпунтик: Да, все зубочистки собрались к центру. Это происходит потому, что сахар, всасывая в себя воду, создает движение воды. Зубочистки начинают двигаться.


Винтик: А теперь уберем сахар из тарелки чайной ложкой.


Шпунтик: А в воду с помощью пипетки накапаем несколько капель жидкости для мытья посуды. Что мы видим?


Дети: Зубочистки снова движутся.

Винтик: Они «разбежались». Потому что мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды и они заставляют зубочистки разбегаться.

Шпунтик: Вот так можно без помощи рук заставить двигаться по воде зубочистки! Понравился фокус?


Дети: Да!


Винтик: А теперь другой фокус.



Фокус со льдом



Винтик: А для проведения этого фокуса нам потребуется: стакан воды, немного соли, кубик льда, обычная нитка. Сейчас я брошу кубик льда в воду. (Бросает.) С помощью нитки я смогу его достать, не замочив при этом рук.


Шпунтик: Не сможешь!

Винтик: Я-то смогу. (Обращается к детям.) Может, сначала попробует кто-нибудь из вас?



Дети пробуют достать лед.




Винтик: Смотрите. Я кладу нитку на край стакана так, чтобы один ее конец лежал на кубике льда. Затем я беру обычную соль и сыплю ее на поверхность льда. Теперь надо подождать 5 минут. А после беру за свободный конец нитку и вытаскиваю кубик из воды.


Винтик проделывает опыт.



Шпунтик: Расскажи, как это у тебя получилось? Винтик: Все просто. Когда соль попадает на лед, она расплавляет небольшой его участок. В течение 5 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Шпунтик: Интересно! А теперь давайте и мы попробуем проделать этот фокус.



Повторяет фокус вместе с детьми.



Винтик: Молодцы! Получилось! А следующий фокус иначе как чудом не назовешь.



Фокус с воздушным шариком



Винтик: Нам понадобятся: сок лимона, 3 столовых ложки уксуса, 1 чайная ложка соды, воздушный шарик, скотч или изолента, стакан и бутылка, воронка. Сначала наливаем воду в бутылку и растворяем в ней соду.

Шпунтик: В отдельной посуде смешиваем сок лимона с тремя столовыми ложками уксуса и выливаем получившийся раствор в бутылку через воронку.

Винтик: Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой или скотчем. Шарик начинает надуваться. А знаете, почему?

Шпунтик: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ, который повышает давление и надувает шарик. Винтик: Вот такие бывают опыты и фокусы с предметами. Они будто оживают. Сами прыгают, сами двигаются, даже шарик сам надулся. А еще у меня есть зернышки, которые тоже двигаются сами по себе. Хотите посмотреть?



Фокус с рисовыми зернышками



Винтик: Для фокуса нам потребуются: охлажденная банка с лимонадом, 6 рисовых зернышек, стакан.

Шпунтик: Посмотрите, эти зернышки — неугомонные и постоянно двигаются. Давайте высыплем их в стакан с лимонадом и посмотрим, что произойдет.

Винтик: Зернышки риса плавают вверх-вниз. Действительно, неугомонные.

Шпунтик: Это происходит из-за того, что в банке с лимонадом содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворен в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и вылив лимонад в стакан, мы освободили этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность. Когда мы высыпали в стакан.зернышки риса, пузырьки газа «прилипли» к ним с поверхности. Плотность объединившихся с пузырьками зернышек стала ниже, чем у лимонада. Покрытые пузырьками рисинки поднялись к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопнули, и плотность зернышек опять стала выше, чем плотность пива. Освободившись от пузырьков газа, они снова пошли ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипли» к поверхности зерен, и все повторилось сначала. Так будет происходить до тех пор, пока из лимонада не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекратит выделяться, и зернышки спокойно опустятся на дно. Винтик: А у меня есть еще один фокус. С яйцом!



Фокус "Плавающее яйцо"




Винтик: Для проведения этого фокуса нам понадобятся: стакан с водой, несколько столовых ложек соли, сырое яйцо. Положим сырое яйцо в стакан с водой. Что происходит?


Дети: Яйцо опустилось на дно!

Винтик: Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с соленой водой. Где теперь то же самое яйцо?


Дети: Яйцо плавает. А почему?



Шпунтик: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.


Винтик: Видите, во всех опытах и фокусах есть научная основа. Их легко можно объяснить. Вы будете ставить в жизни еще много опытов. Особенно на уроках химии. Химия начнется у вас в средних классах.



Шпунтик: Мы показали вам опыты и фокусы с яйцом, зубочистками, солью... Мы хотим дать вам домашнее задание — самостоятельно провести опыт, а потом рассказать нам, что же у вас получилось.

Винтик: Для этого опыта вам понадобятся только чаша с водой и обычная соль. Налейте в чашу воды и насыпьте в нее соль. Раствор должен быть крепким. Оставьте раствор дня на 3—4. Потом увидите, что же произошло. Шпунтик: И обязательно расскажите нам. А мы повторим этот опыт в Солнечном городе. А теперь нам пора. До свидания.


Катерина

предыдущая  | "Становимся химиками!" | следующая

кикимора

15 Дек, 2010

я пока читала глаза устали а так нормально

Anonymous

07 Ноя, 2010

из химии: на фетиль одной свечи капнуть глицерин,а на вторую смачно посыпать сухую марганцовку.соединить фитиля и через 3 мин в реакции сперва зашипит ,заискриться а потом и загорятся свечи.
Смешать таблетку гидроперита с фиксажем(закрепитель фотопленки)в керамическом блюдечке-будет дым без огня

Anonymous

06 Ноя, 2010

только один опыт из химии,остальное все физика

Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий